• Twitter
  • rss

Подключайся к нам!

Батарейка – может вызвать проблемы

Рубрика : Новости

batareykiНаша жизнь постоянно ускоряется. Автомобили, сотовые телефоны, ноутбуки, mp3-плееры делают нас мобильными. Эти устройства объединяет то, что все они нуждаются в автономных источниках питания – батарейках и аккумуляторах. Однако любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать – тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека.

Чем опасны использованные батарейки?
Батарейка — обиходное название источника электричества для автономного питания разнообразных устройств. Может представлять собой одиночный гальванический элемент, аккумулятор или их соединение в виде батареи для увеличения напряжения. Элементы питания выпускают разных размеров (от пальчиковых батареек до автомобильных аккумуляторов) и разных типов (солевые, щелочные, ртутные, никелево-кадмиевые, литиевые и др.). Они могут быть одноразовыми (гальванические элементы) и перезаряжаемыми (аккумуляторы). Когда батарейки или аккумуляторы исчерпывают свой ресурс, их выбрасывают, заменяя новыми.
По данным Агентства по охране окружающей среды США, в стране на долю батареек приходится более 50 % всех токсичных металлов в составе ТБО, причем батарейки составляют менее 0,25 % объема ТБО. Использованные батарейки содержат ртуть, свинец, кадмий, олово, никель, цинк, магний. В то же время в Беларуси практически отсутствует система утилизации батарей (за исключением автомобильных аккумуляторов), поэтому использованные батарейки в основном выбрасываются в мусорное ведро и вместе с другим мусором попадают на  городские свалки. Так как большинство полигонов для захоронения отходов не оборудованы современной противофильтрационной защитой, содержимое батареек после разрушения корпуса беспрепятственно попадает в грунтовые воды.
Между тем тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, способны накапливаться в организме человека, поэтому даже небольшое их количество представляет опасность. Например, кадмий блокирует работу ряда важных для жизнедеятельности организма ферментов, поражает печень, почки, поджелудочную железу, а также способен вызвать эмфизему или даже рак легких. При избытке кадмия происходит искривление и деформация костей, сопровождающиеся сильными болями. Вредность кадмия усугубляется его исключительной кумулятивностью: в организме удерживается 50-75 % поступившего в него количества этого химического элемента. К слову, никелево-кадмиевые (Ni-Cd) батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, являются наиболее значимым потенциальным источником кадмия.
Стоит добавить, что одна пальчиковая батарейка может отравить 1 м3 почвы или 400 л воды. Неслучайно на любой батарейке или аккумуляторе имеется значок в виде перечеркнутого мусорного контейнера, который служит напоминанием о том, что эти приборы нельзя выбрасывать вместе с другими бытовыми отходами. Именно поэтому вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время, причем утилизация этих отходов по сравнению с другими ТБО является одной из самых сложных проблем. Проблема сложная, но все-таки решаемая – об этом говорит опыт ЕС, США, Японии и целого ряда других стран.
Утилизация отработанных батареек и аккумуляторов в ЕС и США
По данным экспертов Европейской комиссии, ежегодно на рынке ЕС реализуется примерно 800 тыс. т автомобильных батарей, 190 тыс. т батарей, используемых в промышленности, и 160 тыс. т портативных бытовых батареек. При этом в 2002 г. около 45 % от общего числа проданных в ЕС бытовых батареек оказалось на городских свалках. Особое беспокойство в ЕС было связано с проблемой утилизации Ni-Cd батареек. Эти вызовы потребовали разработки комплексного законодательства, регулирующего обращение с данной группой товаров. В настоящее время в ЕС действует специальная Директива 2006/66/EC «О батарейках и аккумуляторах и отходах батареек и аккумуляторов».
Согласно Директиве 2006/66/EC, производители и импортеры батарей обязаны:
ограничивать содержание ртути и кадмия в батарейках;
маркировать на каждой батарейке наименование производителя;
осуществлять сбор использованных батарей своими силами либо путем заключения договоров со специализированными компаниями, при этом потребители должны иметь возможность бесплатной сдачи батареек;
перерабатывать или обезвреживать отработанные батареи;
заполнять годовую декларацию, содержащую сведения о производстве (импорте), организации приема, объемах сбора и переработки использованных батарей.
Директива запрещает продавать так называемые «мобильные» аккумуляторные батареи, содержащие свыше 0,0005 % ртути и 0,002 % кадмия, за исключением батарей для аварийных и сигнальных систем, а также для медицинского оборудования.
Уровень реализации Директивы ЕС для конкретных стран различен. Например, в Германии, где население давно привыкло к раздельному сбору отходов, в каждом супермаркете установлены специальные контейнеры для приема отработанных батарей. Приобретая новый аккумулятор для автомобиля, покупатель обязан сдать старый, иначе он подвергается довольно крупному штрафу. Сбор использованных батарей и аккумуляторов в этой стране составляет почти 85 % от реализованных.
Однако конечная утилизация бытовых батареек все еще является проблемным звеном во всех странах ЕС. В Европе функционируют всего два завода, способных перерабатывать старые батарейки (причина – в сложности их состава, а следовательно, дороговизне переработки). Поэтому большая часть собранных батареек отправляется на безопасное «вечное» захоронение. При этом требования по захоронению использованных батареек по строгости не уступают требованиям относительно захоронения радиоактивных отходов. Обязательной в настоящее время является переработка только Ni-Cd батареек.
Похожая программа расширенной ответственности производителя (РОП) по отношению к Ni-Cd аккумуляторам действует в США. Единственное отличие – она является добровольной, т.к. не существует общенационального закона, требующего приемку производителями Ni-Cd батарей. Данная программа была начата по инициативе производителей, которые для организации сбора и переработки батарей основали Корпорацию по переработке зарядных батарей (КПЗБ). КПЗБ – некоммерческая компания, которая оплачивает все затраты продавцов и муниципалитетов по транспортировке и переработке батарей, а также занимается информированием потребителей. Ежегодно производители и импортеры батарей покрывают все расходы компании.
Новые идеи для старых батареек
Одновременно с развитием законодательных и экономических инструментов системы обращения с использованными батарейками совершенствуются и сами эти устройства, а также способы их производства и использования. Надо сказать, среди новых изобретений есть немало оригинальных: пальчиковые батарейки, заряжающиеся от USB, или батарейки, обернутые гибким фотоэлементом, способные самостоятельно заряжаться от солнечного света. Особый интерес представляет устройство, способное при помощи запатентованной импульсной системы заряжать обыкновенные неперезаряжаемые батарейки до 10 раз, а также зарядное устройство, работающее за счет механического ручного вращения.
Корпорация Fuji недавно представила батарейки EnviroMAX, которые, по заявлению компании, безопасны для окружающей среды. К тому же они на 92 % изготовлены из переработанных материалов. Так, корпус батарейки сделан из вторичного пластика, а не из более привычного для нас железа. Ни ртуть, ни кадмий в батарейках EnviroMAX не содержатся.
Оригинальное устройство создали в Корее: так называемое энергосемечко (Energy Seed) одновременно выступает в качестве уличного фонаря и является контейнером для утилизации. Питание диодного (LED) ореола осуществляется за счет остатков энергии в батареях до тех пор, пока их не соберут переработчики. Проще говоря, старые батарейки служат для освещения тротуаров. При этом для питания лампы необходимо всего 2 батареи.
Ситуация в Беларуси
В Республике Беларусь использованные батарейки попадают на свалки, хотя формально захоронение батареек – отходов 1 класса опасности – на обычных полигонах запрещено. Единой системы сбора батареек в нашей стране не существует. Лишь в незначительных количествах использованные батарейки собирают отдельные студенты-энтузиасты. Собранные таким образом батарейки при возможности отвозят в европейские страны. Кроме того, в Вилейском районе организация «Экологический менеджмент» совместно с ЖКХ проводит эксперимент по сбору отработанных батареек.
В настоящее время в Беларуси создана система сбора лишь в отношении автомобильных аккумуляторов. Закупку отработанных свинцовых аккумуляторных батарей могут производить ГО «Белвтормет», ГО «Белресурсы», организации Белорусского республиканского союза потребительских обществ, а также, при наличии специального разрешения (лицензии), организации, осуществляющие:
розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями,
ремонт  и обслуживание автомобильных транспортных средств.
Положения о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов металлов (в том числе автомобильных аккумуляторов) утверждены Постановлением Совмина от 20 октября 2003 г. № 1379. Необходимость лицензии и сомнительная выгода от закупки лома и отходов металлов привели к тому, что организации торговли и автосервисы не занимаются приемом аккумуляторных батарей. Переработку свинцовых аккумуляторов осуществляют сегодня организации УП “Белцветмет”, а также ООО “БелИнвестТорг”.
Надежда на то, что цивилизованная система обращения с батарейками все-таки будет создана в нашей стране, появилась с выходом в июне 2009 г. Указа Президента “О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009- 2015 годы”. Возможно, уже в следующем году в магазинах появятся контейнеры, в которые можно будет выбросить использованные батарейки. Затем в специальных пунктах их будут готовить к безопасному долговременному хранению, а впоследствии – либо обезвреживать, либо использовать вторично.
Советы по использованию батареек: как уменьшить свой экологический след
1. Отдавайте предпочтение технике, которая не требует использования батареек: работает от сети, от ручного завода (часы) или с использованием световой энергии (калькуляторы).
2. Используйте перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки: это выгодно и для вашего кошелька, и для окружающей среды.
3. Покупайте батарейки с маркировкой “без ртути”, “без кадмия”.
4. Никогда не выбрасывайте батарейки вместе с другим мусором! Воспользуйтесь специальными емкостями в пунктах сбора, если таковые имеются.
5. Если пунктов сбора и специальных емкостей в вашей местности нет, можно собирать батарейки в пластиковую тару (например, бутылки, канистры или обычные полиэтиленовые пакеты). Отправляясь в европейские страны, вы можете выбросить собранные батарейки в специальные емкости в магазинах. Либо храните батарейки до лучших времен, при этом желательно делать это вне дома.
6. Ищите единомышленников – установите емкости для сбора использованных батареек в вашем университете, школе, офисе вашей организации. Избавиться от  собранных батареек можно будет после появления организованной системы обращения с батарейками.
7. Расходуйте заряд батареек максимально экономно. Следуя нехитрым правилам, можно продлить срок службы батареек:
•    всегда вставляйте батарейку в прибор в соответствии с указанной полярностью;
•    не используйте в одном приборе батарейки разных производителей и химических систем, а также разной степени разряда;
•    не держите батарейки на солнце, не используйте при сильном холоде;
•    дайте батарейке «отдохнуть». Работающая с перерывами батарейка прослужит немного дольше, чем та, из которой “вытягивают” сразу все электричество. Если вы, к примеру, собираетесь слушать плеер целый день, возьмите с собой два комплекта батареек и меняйте их каждые два часа (один комплект работает – второй “отдыхает”);
•    не нарушайте целостность корпуса батарейки и не бросайте её в огонь даже после использования.

Чем опасны использованные батарейки?

exbatareyki

Батарейка — обиходное название источника электричества для автономного питания разнообразных устройств. Может представлять собой одиночный гальванический элемент, аккумулятор или их соединение в виде батареи для увеличения напряжения. Элементы питания выпускают разных размеров (от пальчиковых батареек до автомобильных аккумуляторов) и разных типов (солевые, щелочные, ртутные, никелево-кадмиевые, литиевые и др.). Они могут быть одноразовыми (гальванические элементы) и перезаряжаемыми (аккумуляторы). Когда батарейки или аккумуляторы исчерпывают свой ресурс, их выбрасывают, заменяя новыми.

batareyka 2

По данным Агентства по охране окружающей среды США, в стране на долю батареек приходится более 50 % всех токсичных металлов в составе ТБО, причем батарейки составляют менее 0,25 % объема ТБО. Использованные батарейки содержат ртуть, свинец, кадмий, олово, никель, цинк, магний. В то же время в Беларуси практически отсутствует система утилизации батарей (за исключением автомобильных аккумуляторов), поэтому использованные батарейки в основном выбрасываются в мусорное ведро и вместе с другим мусором попадают на  городские свалки. Так как большинство полигонов для захоронения отходов не оборудованы современной противофильтрационной защитой, содержимое батареек после разрушения корпуса беспрепятственно попадает в грунтовые воды.

Между тем тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, способны накапливаться в организме человека, поэтому даже небольшое их количество представляет опасность. Например, кадмий блокирует работу ряда важных для жизнедеятельности организма ферментов, поражает печень, почки, поджелудочную железу, а также способен вызвать эмфизему или даже рак легких. При избытке кадмия происходит искривление и деформация костей, сопровождающиеся сильными болями. Вредность кадмия усугубляется его исключительной кумулятивностью: в организме удерживается 50-75 % поступившего в него количества этого химического элемента. К слову, никелево-кадмиевые (Ni-Cd) батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, являются наиболее значимым потенциальным источником кадмия.

Стоит добавить, что одна пальчиковая батарейка может отравить 1 м3 почвы или 400 л воды. Неслучайно на любой батарейке или аккумуляторе имеется значок в виде перечеркнутого мусорного контейнера, который служит напоминанием о том, что эти приборы нельзя выбрасывать вместе с другими бытовыми отходами. Именно поэтому вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время, причем утилизация этих отходов по сравнению с другими ТБО является одной из самых сложных проблем. Проблема сложная, но все-таки решаемая – об этом говорит опыт ЕС, США, Японии и целого ряда других стран.

Утилизация отработанных батареек и аккумуляторов в ЕС и США

box for battery

По данным экспертов Европейской комиссии, ежегодно на рынке ЕС реализуется примерно 800 тыс. т автомобильных батарей, 190 тыс. т батарей, используемых в промышленности, и 160 тыс. т портативных бытовых батареек. При этом в 2002 г. около 45 % от общего числа проданных в ЕС бытовых батареек оказалось на городских свалках. Особое беспокойство в ЕС было связано с проблемой утилизации Ni-Cd батареек. Эти вызовы потребовали разработки комплексного законодательства, регулирующего обращение с данной группой товаров. В настоящее время в ЕС действует специальная Директива 2006/66/EC «О батарейках и аккумуляторах и отходах батареек и аккумуляторов».

8cda81fc7ad906927144235dda5fdf15-1272187998

Согласно Директиве 2006/66/EC, производители и импортеры батарей обязаны:

ограничивать содержание ртути и кадмия в батарейках;

маркировать на каждой батарейке наименование производителя;

осуществлять сбор использованных батарей своими силами либо путем заключения договоров со специализированными компаниями, при этом потребители должны иметь возможность бесплатной сдачи батареек;

перерабатывать или обезвреживать отработанные батареи;

заполнять годовую декларацию, содержащую сведения о производстве (импорте), организации приема, объемах сбора и переработки использованных батарей.

Директива запрещает продавать так называемые «мобильные» аккумуляторные батареи, содержащие свыше 0,0005 % ртути и 0,002 % кадмия, за исключением батарей для аварийных и сигнальных систем, а также для медицинского оборудования.

Уровень реализации Директивы ЕС для конкретных стран различен. Например, в Германии, где население давно привыкло к раздельному сбору отходов, в каждом супермаркете установлены специальные контейнеры для приема отработанных батарей. Приобретая новый аккумулятор для автомобиля, покупатель обязан сдать старый, иначе он подвергается довольно крупному штрафу. Сбор использованных батарей и аккумуляторов в этой стране составляет почти 85 % от реализованных.

Однако конечная утилизация бытовых батареек все еще является проблемным звеном во всех странах ЕС. В Европе функционируют всего два завода, способных перерабатывать старые батарейки (причина – в сложности их состава, а следовательно, дороговизне переработки). Поэтому большая часть собранных батареек отправляется на безопасное «вечное» захоронение. При этом требования по захоронению использованных батареек по строгости не уступают требованиям относительно захоронения радиоактивных отходов. Обязательной в настоящее время является переработка только Ni-Cd батареек.

Похожая программа расширенной ответственности производителя (РОП) по отношению к Ni-Cd аккумуляторам действует в США. Единственное отличие – она является добровольной, т.к. не существует общенационального закона, требующего приемку производителями Ni-Cd батарей. Данная программа была начата по инициативе производителей, которые для организации сбора и переработки батарей основали Корпорацию по переработке зарядных батарей (КПЗБ). КПЗБ – некоммерческая компания, которая оплачивает все затраты продавцов и муниципалитетов по транспортировке и переработке батарей, а также занимается информированием потребителей. Ежегодно производители и импортеры батарей покрывают все расходы компании.

Новые идеи для старых батареек

Одновременно с развитием законодательных и экономических инструментов системы обращения с использованными батарейками совершенствуются и сами эти устройства, а также способы их производства и использования. Надо сказать, среди новых изобретений есть немало оригинальных: пальчиковые батарейки, заряжающиеся от USB, или батарейки, обернутые гибким фотоэлементом, способные самостоятельно заряжаться от солнечного света. Особый интерес представляет устройство, способное при помощи запатентованной импульсной системы заряжать обыкновенные неперезаряжаемые батарейки до 10 раз, а также зарядное устройство, работающее за счет механического ручного вращения.

battary for USB

Корпорация Fuji недавно представила батарейки EnviroMAX, которые, по заявлению компании, безопасны для окружающей среды. К тому же они на 92 % изготовлены из переработанных материалов. Так, корпус батарейки сделан из вторичного пластика, а не из более привычного для нас железа. Ни ртуть, ни кадмий в батарейках EnviroMAX не содержатся.

Оригинальное устройство создали в Корее: так называемое энергосемечко (Energy Seed) одновременно выступает в качестве уличного фонаря и является контейнером для утилизации. Питание диодного (LED) ореола осуществляется за счет остатков энергии в батареях до тех пор, пока их не соберут переработчики. Проще говоря, старые батарейки служат для освещения тротуаров. При этом для питания лампы необходимо всего 2 батареи.

Ситуация в Беларуси

В Республике Беларусь использованные батарейки попадают на свалки, хотя формально захоронение батареек – отходов 1 класса опасности – на обычных полигонах запрещено. Единой системы сбора батареек в нашей стране не существует. Лишь в незначительных количествах использованные батарейки собирают отдельные студенты-энтузиасты. Собранные таким образом батарейки при возможности отвозят в европейские страны. Кроме того, в Вилейском районе организация «Экологический менеджмент» совместно с ЖКХ проводит эксперимент по сбору отработанных батареек.

В настоящее время в Беларуси создана система сбора лишь в отношении автомобильных аккумуляторов. Закупку отработанных свинцовых аккумуляторных батарей могут производить ГО «Белвтормет», ГО «Белресурсы», организации Белорусского республиканского союза потребительских обществ, а также, при наличии специального разрешения (лицензии), организации, осуществляющие:

розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями,

ремонт  и обслуживание автомобильных транспортных средств.

Положения о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов металлов (в том числе автомобильных аккумуляторов) утверждены Постановлением Совмина от 20 октября 2003 г. № 1379. Необходимость лицензии и сомнительная выгода от закупки лома и отходов металлов привели к тому, что организации торговли и автосервисы не занимаются приемом аккумуляторных батарей. Переработку свинцовых аккумуляторов осуществляют сегодня организации УП “Белцветмет”, а также ООО “БелИнвестТорг”.

Надежда на то, что цивилизованная система обращения с батарейками все-таки будет создана в нашей стране, появилась с выходом в июне 2009 г. Указа Президента “О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009- 2015 годы”. Возможно, уже в следующем году в магазинах появятся контейнеры, в которые можно будет выбросить использованные батарейки. Затем в специальных пунктах их будут готовить к безопасному долговременному хранению, а впоследствии – либо обезвреживать, либо использовать вторично.

Советы по использованию батареек: как уменьшить свой экологический след

1. Отдавайте предпочтение технике, которая не требует использования батареек: работает от сети, от ручного завода (часы) или с использованием световой энергии (калькуляторы).

2. Используйте перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки: это выгодно и для вашего кошелька, и для окружающей среды.

3. Покупайте батарейки с маркировкой “без ртути”, “без кадмия”.

4. Никогда не выбрасывайте батарейки вместе с другим мусором! Воспользуйтесь специальными емкостями в пунктах сбора, если таковые имеются.

5. Если пунктов сбора и специальных емкостей в вашей местности нет, можно собирать батарейки в пластиковую тару (например, бутылки, канистры или обычные полиэтиленовые пакеты). Отправляясь в европейские страны, вы можете выбросить собранные батарейки в специальные емкости в магазинах. Либо храните батарейки до лучших времен, при этом желательно делать это вне дома.

6. Ищите единомышленников – установите емкости для сбора использованных батареек в вашем университете, школе, офисе вашей организации. Избавиться от  собранных батареек можно будет после появления организованной системы обращения с батарейками.

7. Расходуйте заряд батареек максимально экономно. Следуя нехитрым правилам, можно продлить срок службы батареек:

•    всегда вставляйте батарейку в прибор в соответствии с указанной полярностью;

•    не используйте в одном приборе батарейки разных производителей и химических систем, а также разной степени разряда;

•    не держите батарейки на солнце, не используйте при сильном холоде;

•    дайте батарейке «отдохнуть». Работающая с перерывами батарейка прослужит немного дольше, чем та, из которой “вытягивают” сразу все электричество. Если вы, к примеру, собираетесь слушать плеер целый день, возьмите с собой два комплекта батареек и меняйте их каждые два часа (один комплект работает – второй “отдыхает”);

•    не нарушайте целостность корпуса батарейки и не бросайте её в огонь даже после использования.

Александр Шестаковский

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.